Восточная школаРодителямЛогопедическое сопровождение → Заикающиеся дети

Заикающиеся дети

  

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорогами в речевом аппарате. Оно бывает невротическое, его еще называют логоневрозом, возникает одномоментно, и неврозоподобное, возникающее постепенно. Также, заикание различается по типу судорог: тонические, когда ребёнок застревает на одном звуке, клонические, когда идёт многократное повторение слогов, и смешанные.

Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной. Адаптационный период у школьников приходится как раз на осень, рецидив заикания утяжеляет адаптацию и увеличивает ее. Весной время подведения итогов года (различные контрольные, проверочные работы), обострение заикания, соответственно будет влиять на качество выполнения этих работ и на итоговые оценки.

Мы даже представить не можем, что чувствует заикающийся ребенок, какие эмоции и страхи он испытывает. Внешне, он может вести себя по-разному. Есть ребята, которые, казалось бы, не стесняются своей речи и не боятся говорить, есть такие, которые замыкаются в себе и лишний раз слова не скажут. Осознание своего недуга обычно приходит к семи годам, тогда заикающиеся дети начинают понимать, что они не такие как все, и зачастую "уходят в себя", очень мало разговаривают, а при разговоре отводят глаза от собеседника. В это время и окружающие сверстники начинают это осознавать, одни могут сердиться, когда не понимают друга, другие дразнить, третьи игнорировать. На занятиях в детском саду и уроках в школе ответ заикающегося ребенка занимает более длительный промежуток времени, а так как занятия ограниченны по времени, это сказывается на качестве занятия и количестве пройденного за урок материала.

Реакция окружающих, когда они первый раз слышат речь заикающегося,  тоже бывает не однозначная: многие испытывают жалость, дети даже могут испугаться, не понимая, что с ребёнком и почему они не могут его понять.

Но очень важным моментом является то, как реагируют родители и близкие на заикание малыша. Зачастую, от отношения родителей к заикающемуся ребёнку напрямую зависит то, как будет относиться и сам ребёнок к своему недугу. Есть родители, которые считают "само пройдёт", есть такие, которые очень переживают, "принимают близко к сердцу" и начинают усиленно опекать ребёнка, оберегая его от окружающего мира, а бывают и такие, которые водят ребёнка по "бабкам" или неврологам и "пичкают" лекарствами.

Родителям важно выбрать правильную позицию и следовать некоторым рекомендациям:

  1. Не затягивайте и не ждите, что оно само пройдёт, оно, конечно в редких случаях и может пройти, но ситуация может и ухудшиться. ПОМНИТЕ: чем раньше вы начнёте бороться с заиканием, тем больше вероятности быстрее от него избавиться.
  2. Одного невролога мало, помимо медикаментозного лечения нужно чтобы с ребёнком занимался логопед.
  3. Присутствуйте на логопедических занятиях. Участвуя в занятиях, вы будете знать, как заниматься с ребёнком дома.
  4. Не стоит погружать ребёнка в эту проблему. Нужно научить его чувствовать себя полноценно в коллективе. ПОМНИТЕ: ваша тревога передается вашему ребёнку.
  5. Следите за своими эмоциями и отношением членов семьи друг к другу, избегайте домашних конфликтов.
  6. И самое главное, ПОМНИТЕ: все исправимо, главное не опускать руки!



Логопед Восточной школы Наталья Александровна Евтушок