Восточная школаРодителямЛогопедическое сопровождение → Обследование речи в домашних условиях

Обследование речи в домашних условиях

 

Его имеет смысл проводить, если ребёнку исполнилось 2 года. До этого он ещё имеет полное право не говорить предложениями и переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. В два года многое меняется. Активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, малыш становится взрослее, а его речь — осознаннее.

  1. Обследование пассивного словаря ребёнка. Дайте малышу несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова — всё ли выполнил, как вы просили.
    Если вашему ребёнку уже 3 года, попросите спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите показать тот или иной цвет: "Где красный кубик? А где жёлтый?"  Если малышу трудно — это тревожный знак.
  2. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, педагоги и бабушки, фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года.
    Фразовая речь — это речь предложениями, пусть короткими, пусть с "лепетными" словами, непонятными для окружающих: "Мама, дя пи!" ("Мама, дай пить!"). Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов, повода для паники нет. Однако, если ребёнку уже 3-4 года, надо срочно, не откладывая, начинать занятия с логопедом.
  3. Давайте обратим внимание на слоговую структуру слова, то есть как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или "выбрасывает" их из слов, а может, наоборот, "наращивает" — малинана (малина), авик (снеговик), птипцы (птицы), агуда (радуга). Если в 2-3 года подобное допустимо, то в 3,5-4 года обратите на это внимание и запишитесь к логопеду.
  4. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш ребёнок. Проверить это очень просто. С 3-х лет можете поиграть с крохой в игру "Хлопни в ладошки, когда я скажу "мяу". Вы говорите "гав", "му", "мяу", "пи", "мяу", а ваше чадо хлопает только на "мяу". Когда он уже уловил принцип игры, усложните задачу: "Хлопни в ладошки, когда я скажу У". Звук услышать труднее.

    И совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других —А, И, У, О, У.  Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук Ш, притом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: Ш, С, Ж, Ш, Ш, М, У, З, Ш...

    Если всё слышит хорошо — можете успокоиться, фонематический слух развивается нормально.
  5. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь четыре.
  • У 2-летнего крохи "каша во рту", ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым.
  • Если у малыша "носовой" оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что ребенок говорит, даже звуки "а", "у", "ы" плохо получаются.
  • Если малыш весьма заметно заикается или вдруг перестал говорить после стрессовой ситуации.
  • Если в 3 года не произносит или старается заменять звуки "к", "г", "т", "д", "х", "ть". 
  • Поспешите к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки "с", "з", "ш", "ж", "щ", "ц", "ч", "р", "л", "в", а часто и мягкие варианты — "сь", "ль", "зь". При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы. Трудности допускаются только при звуке "рь", а также допустимо смешение некоторых звуков в предложениях: "с" - "ш" ("Сла Шаша по шоссе"), "р" - "л" ("Клара иглара на кларнете").

 

Если все задания ваш ребёнок  выполнил хорошо, не стоит спешить к логопеду. Поводите его на различные развивающие занятия и понаблюдайте, как он развивается.

Однако если хотя бы один из пунктов домашнего обследования вас не удовлетворил, а ребёнок вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на заданиях, хватал различные предметы без цели — обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.

Для хорошего логопеда нет трудных детей, все ребятишки — индивидуальности, у всех есть сильные стороны.

Увидеть эти стороны — и есть залог успеха логопедической работы!